Цель данной книги – представить моему читателю библейские, богословские, исторические, логические и другие аргументы в пользу истинности Православия с одной стороны и лживости протестантизма с другой. Всё написанное в книге является для меня более чем животрепещущими вопросами, потому что я сам прошёл путь от протестантизма к Православию. Таким образом, можно сказать, что данная книга является «отчетом в моем уповании» (ср. 1Пет. 3:15) – перед Богом, Ангелами, Церковью и миром, и в этом отчете я намерен не только свидетельствовать о своем обращении, но и по мере своих скромных способностей, которые дал мне Бог, богословски аргументированно защищать свою веру. Личное свидетельство и по возможности фундаментальная богословская защита Православной Веры, ставшей теперь и моей, от богопротивных, непримиримо-злобных и, в большинстве случаев, глупейших и безосновательнейших протестантских нападок – вот две главные составляющих моей книги.
Настоящая книга имеет несколько особенностей, о которых стоит упомянуть.
Первая: со своим читателем я стараюсь говорить на простом языке, чтобы понимать написанное мог человек и не имеющий особого богословского образования. Для этого, в частности, я часто делаю пояснения богословских терминов и сложных мест в цитатах; привожу поясняющие примеры из жизни; разбиваю темы на подтемы; выделяю ключевые слова и выражения, в том числе и в цитатах, жирным курсивом, и нередко важнейшие мысли, так или иначе, повторяю. Кроме того, при написании данной книги, я всегда учитывал протестантский менталитет и его способ мышления.
Вторая: перед каждым абзацем моей книги в квадратной скобке стоит номер. Это сделано для удобства ссылок, потому как многие вопросы в книге перекликаются с другими и есть постоянная необходимость указывать, где об этом вопросе уже говорилось, или будет сказано. От указания страниц пришлось отказаться, чтобы не привязывать книгу к конкретному изданию, и чтобы в любом виде, печатном или электронном, эти ссылки были бы правильны. (По этой же причине и на другие книги я часто ссылаюсь, указывая название книги и главы, а не номер страницы, поскольку ко многим книгам я имел доступ только в электроном виде. Читателю же, желающему найти указанную ссылку, нетрудно будет найти её в интернете, введя в поисковике цитируемые слова.) Также, чтобы не перегружать основной текст книги, внизу страницы я даю смысловые сноски, а ссылки на книги и источники, которые интересны, как правило, лишь специалистам, указываю в конце главы.
Третья: все главы в книге, при всех своих особенностях, построены, как правило, по одной простой схеме. В начале главы, перед обсуждением каждой темы или подтемы, объясняется, в чем заключается разномыслие протестантов и православных, и на каких основаниях протестанты не согласны с учением или практикой православных. Затем дается православный ответ на эти обвинения на основании 1) Священного Писания; 2) свидетельств веры древней Церкви; 3) логических рассуждений и 4) свидетельств от противного, где это уместно. Все эти четыре пункта я хочу прокомментировать.
Прежде всего, хочу сказать, что такую схему я не изобретал искусственно – она сама собой явилась в моей душе, как не требующая доказательств аксиома. Когда я был в поиске истины и желал разобраться в вопросах веры, то, естественно, мне нужны были принципы, по которым я мог бы определять, что соответствует истине, а что нет. Другими словами, мне нужен был авторитетный источник, по которому я мог бы сверять различные богословские мнения. И, конечно же, для меня, как для протестанта, такой незыблемый авторитет всегда существовал – Библия (по крайней мере, 66 книг, истинность которых признает весь христианский мир). Священное Писание, безусловно, для меня была (и есть) первым критерием истинности любого учения. Никакое богословское мнение я ни в коем случае не собирался принимать, если оно не основывалось на Библии или противоречило её букве или духу. Впрочем, данную позицию мне не нужно доказывать, ведь она заложена как краеугольный камень в сознании каждого протестанта.
Но если это так, то почему бы на этом нам не остановиться? Для чего нам нужны ещё какие-то другие авторитеты, кроме Библии? Подробному ответу на этот вопрос (т.е. о необходимости Предания) я посвящаю 19-ю главу книги. Здесь же пока кратко скажу, что по мере изучения богословия, особенно во время учёбы в ДХУ, меня всё больше беспокоила субъективность, в которую можно легко впасть (или, лучше сказать, практически невозможно не впасть) при исследовании Библии. В этой мысли настойчиво убеждает факт существования множества различных христианских конфессий, которые учат по-разному, но основывают свои учения на Священном Писании. Православные, католики, «Свидетели Иеговы» и протестанты во всех своих многочисленных разветвлениях основывают свои учения на Библии, но при этом учения их существенно, а во многих вопросах просто до крайности, противоречат друг другу: так как же разобраться и как быть уверенным в том, чему на самом деле учит Библия? Быть может, если бы я не проучился три года в ДХУ и не выслушал бы на лекциях (и не прочёл бы в книгах) множества различных богословских мнений, противоречащих друг другу, но в то же время «прекрасно» согласующихся со Священным Писанием (а при ознакомлении с каждым таким мнением создается именно такое впечатление), то я меньше был бы озадачен проблемой субъективности в исследовании Библии. И тем протестантам, которые не имеют богословского образования или которые мало общаются с представителями других деноминаций, а слушают только проповеди своего пастора, реальность и серьезнейшую значимость этой проблемы порой трудно оценить. Когда баптисты произносят свою излюбленную фразу: «Библия ясно учит (тому или иному)», то многие даже не подозревают, насколько то, что видится им как ясное учение Библии, для других вовсе не кажется ясным; наоборот, им кажется, что Библия ясно учит совершенно противоположному. И главное, что у последних есть не менее, как кажется, веские аргументы так думать, чем у баптистов…
Но, говоря кратко, хорошо осознавая указанную трудность в выяснении Истины на основании только Библии, я пытался найти ещё какой-нибудь вспомогательный авторитетный источник, которому можно было бы доверять; такой источник, о котором не спорят, которому, как и 66-ти каноническим книгам Библии, также доверяют все христианские деноминации, и который мог бы мне помочь в поисках Истины. Существует ли вообще такой источник? Оказывается, существует, и я его для себя выявил. Этот источник – вера и жизнь Церкви первые IV века! Именно здесь мы обнаруживаем еще одну точку единства во всем христианском мире!
Высказанное положение крайне важно, потому хочу сказать о нём подробнее. Вспомним, как видят историю Церкви православные, католики и протестанты? Православная Церковь полагает, что от Христа и до наших дней она является истинной Церковью. В 1054 году католики отделились от Неё (окончательно) и перестали быть Церковью. Протестанты, отделившись от католиков, тем более не являются Церковью.
Католики, конечно же, считают себя истинной Церковью и думают, что это православные, а не они впали в раскол, и с 1054 года перестали быть Церковью, а в 1517 году то же самое случилось с протестантами.
Протестанты же, как правило, думают, что Церковь была истинной до IV века, пока Она была в гонениях. Баптистский пастор П. Рогозин, например, в своей книге «Откуда все это появилось?» признает даже, что «вплоть до пятого века церковь христианская была еще сильна верой и истиной». Но после Константина, по общему мнению протестантов, когда Церкви была дана свобода, она постепенно стала впадать в грехи и ереси, пока совсем не отступила от Бога и духовно не умерла. И только в XVI веке Церковь вновь возродилась в лице реформаторов-протестантов. Василий Трубчик, например, доказывая истинность баптизма, апеллирует к древности, говоря: «Сегодня многие люди удивляются, почему Евангельские христиане-баптисты не придерживаются многих обрядов и постановлений, существующих в православной церкви. Короткий ответ можно сформулировать словами Христа: "Сначала не было так!"». То есть, В. Трубчик, как и всякий протестант, убеждён, что его вера отражает веру древних христиан, ту веру, которая была в Церкви «сначала». Ещё один протестант, пишущий против Православия, уже одним названием своей книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» заявляет, что он намерен проповедовать не что иное, как учение древней Церкви. Автор в частности пишет, что в своё время он повстречал женщину, которая «пояснила, что православная церковь, к сожалению, отошла от учения первоапостольской церкви. А та, первая церковь была научена Самим Иисусом Христом и сошедшим впоследствии на апостолов Духом Святым». Именно так воспринимает свою веру протестант – как веру, тождественную вере древней, гонимой Церкви. И только так думал лично я о баптизме, и без этого убеждения я никогда не мог бы считать себя находящимся в истине. (На приведенные цитаты баптистов я хочу обратить особое внимание моего читателя, потому как на протяжении всей моей книги я множество раз цитатами из древних писателей Церкви буду показывать, как протестанты обманывают себя и других, думая и утверждая, что они вернулись к вере первых христиан! На самом деле, именно документы древней Церкви необычайно ярко обличают протестантизм в отступлении от этой веры.)
Таким образом, не желая предубежденно, «без суда и следствия», отвергать ничью позицию, а ища только точку единства, я увидел, что три главные христианские конфессии, то есть все, кто именует себя христианами, фактически сходятся в том, что до IV века Церковь была истинной! Таким образом я решил, что для выяснения истины как ко второстепенному авторитетному источнику (после Священного Писания) можно и нужно обращаться к свидетельствам веры древней Церкви, которая, по мнению подавляющего большинства христиан различных вероисповеданий, точно стояла в истине.
Да и не только факт всеобщего признания этого периода Церкви истинным, но и сама логика вещей подсказывает, что свидетельства веры древних христианских писателей, особенно тех, которые слышали самих Апостолов или их ближайших учеников, обладают наибольшим авторитетом, как справедливо замечает один православный богослов: «…с научной точки зрения истинный смысл известного места Священного Писания лучше всего доказывается согласным пониманием его представителями Древней учащей Церкви, ближайшей по времени к апостольскому веку»[4]. Действительно, почему я должен изучать работы европейских реформаторов и их последователей XVI и позднейших веков и верить их доводам, а труды древних христианских писателей, гораздо ближе по времени отстоящих от Христа и Апостолов, оставлять в стороне? Другими словами: почему протестанты подробно изучают период реформации, а периодом формации обычно не интересуются – ведь очевидно, что по самой сути он намного важнее! Для нас должно быть приоритетнее и авторитетнее то, во что верили и что утверждали христиане первых веков, особенно самые древние, а не во что верили реформаторы. Да и сама идея реформации не только не противоречит такому подходу, но, напротив – на него указывает, ибо «реформация» значит «восстановление» – то есть, восстановление веры древней Церкви. Поэтому, исследуя вопросы Веры и желая познать Истину, я поставил себе целью после изучения каждого спорного вопроса по Священному Писанию выяснить, как веровала в этом отношении Церковь первых четырех столетий, особенно первенствующая. Труды церковных писателей IV века я решил включить в свое исследование исходя из простого понимания того, что даже если разделять протестантское убеждение в том, что после получения свободы в 313 г. Церковь отступила от истины и ввела множество ложных догматов, то такое отступление никак не могло произойти вдруг, так что в 312 г. Церковь еще пламенеет духом и умирает за Христа, а в 313 г. находится уже в страшном отступлении, язычестве, идолопоклонстве и т.д. Я изначала понимал и верил, что никакого серьезного отступления в Церкви произойти не могло хотя бы до тех пор, пока было живы те люди, которые в гонениях веровали во Христа и умирали за Него. По крайней мере, когда я, ещё будучи протестантом, читал сочинения церковного учителя и писателя IV в. Иоанна Златоуста, то я всей душой понимал и чувствовал, что это пишет человек в Духе Божием, который живет и дышит пламенной верой и любовью к Богу.
И протестанты в основном так и мыслят по этому вопросу, признавая, что церковные писатели и учители IV в. еще стояли в истине. Уже был упомянут П. Рогозин, признающий, что «вплоть до пятого века церковь христианская была еще сильна верой и истиной». Если из этой фразы можно понять, что, по мнению П. Рогозина, Церковь стояла в истине весь IV век до начала V, то учебник сравнительного богословия, изданный СЕХБ, этот период стояния Церкви в истине распространяет и на V век, говоря о периоде до второй половины пятого века как о «наиболее важном в богословском отношении» и о «блестящем полете богословской мысли… до Халкидонского собора» (т.е. до 451 г.), а начавшийся «некоторый упадок» датирует второй половиной пятого века. Подобную мысль высказывает также известный протестантский богослов Алистер Мак-Грат говоря, что «поздний патристический период (с ок. 310 до 451 гг.) можно считать одной из высших точек в истории христианского богословия»[5]. Также и С.В. Санников в своей истории христианства пишет: «Период воцарившейся церкви («313-600 годы») стал временем небывалого развития богословской мысли, одной из самых блестящих страниц в истории богословия»[6]. Тем не менее, к V веку (не говоря о веках последующих) у протестантов уже нет такого доверия, как к первым четырем, то по этой причине, чтобы не основываться на зыбком для меня основании, V век в своем исследовании я уже почти не брал во внимание, тем более последующие века. И в настоящей книге эта особенность отражена: после свидетельств Библии по каждой теме, где это уместно, приводятся свидетельства веры христианских отцов и учителей первых четырех веков.
И здесь, еще раз забегая наперед, хочу поведать о своем огромном в свое время удивлении. Подходя к исследованию ранней христианской литературы, я полагал, что вся она непременно будет свидетельствовать в пользу протестантизма; что в ней не может обнаружиться никаких подтверждений современной православной (и, в чем я был полностью уверен, совершенно несуразной и еретической) практики иконопочитания, детокрещения, молитв святым и за усопших, крестного знамения, почитания мощей и всего подобного. И как сильно я поражался, когда по мере прочтения творений ранних учителей Церкви я по всем вопросам обнаруживал ясное и единогласное подтверждение православной, а не протестантской позиции!
Мне ясно запомнился один момент такого исследования. Изучив уже немало спорных вопросов и увидев, что древние свидетельства всегда говорят в пользу Православия, я приступил к изучению вопроса о Таинстве Причастия (о хлебопреломлении). Я узнал, что православные веруют в то, что хлеб и вино, которыми причащаются верующие, во время Богослужения становятся действительными Телом и Кровью Христа (разбор данного вопроса см. в гл. 15). Для меня, как и для всякого протестанта, такое мнение казалось большой нелепостью. Я подумал: «ну неужели и это учение содержала Церковь из начала?» И в этот момент я как-то интуитивно, имея уже некоторый опыт в этом деле, со страхом осознал, что непременно обнаружу и в этом вопросе подтверждение Православия. И, уже не удивляясь, я действительно без труда нашел у ранних церковных писателей множество ясных и единогласных подтверждений именно православной позиции. Становилось очевидным, что Православие ничего в догматике не искажало и не придумывало нового, а только сохраняло и сохраняет доныне древнюю веру Церкви. Протестантское же «возвращение к вере древней Церкви» есть чистейшая иллюзия и страшная, пагубная ложь…
Теперь о третьем пункте – о логических размышлениях и доказательствах. Ап. Иоанн называет Христа Словом (по греч. Логосом, что значит: слово, смысл, разум), откуда и происходит наше понятие о логике. Весь мир сотворен Божьим Логосом очень разумно, и во всем творении мы видим эту великую Божью премудрость: «все соделал Ты премудро» (Пс. 103:24). Именно эту истинную Божественную мудрость я имею в виду, говоря о логике, а не ту мудрость века сего, которую осуждает ап. Павел (см., напр., 1Кор. 1:20; 3:19). То есть в Боге и в истинной христианской вере всё в высшей степени логично (то есть имеет глубокий смысл и согласованность с другими догматами), и наша душа, будучи сотворена по образу Божию, желает во всем, тем более в вере, находить этот логос. Поэтому, убедившись в том, что тот или иной православный догмат действительно является учением Библии и древней Церкви, я всегда старался не только принять его (под давлением авторитета Библии и Церкви), но и своей душой понять его смысл – увидеть и признать его внутреннюю правду, согласованность с другими догматами и необходимость для христианской жизни и благочестия. С противоположной же стороны, осознав, что тот или иной протестантский догмат противоречит Библии и учению древней Церкви, я желал не только его отвергнуть, но и понять, почему он ложный, неразумный и душевредный, и какие содержит в себе противоречия с другими догматами (а ложь априори всегда будет не в согласии с истиной). Вот эту разумность православного учения, а также необоснованность, лживость и противоречивость протестантских суждений, в чем я полностью убедился, я и постарался показать там, где это было возможно и уместно.
К этому нужно добавить то, что у бесов также есть свои логосы, иначе они не могли бы ни существовать, ни успешно действовать. Поэтому у каждой лжерелигии и секты есть своя логика и своя «правдочка». То есть, если послушать любого сектанта, то в его рассуждениях всегда можно видеть некий смысл и логику. Но логика сектанта всегда больше или меньше повреждена, и может казаться разумной, только если рассматривать её вне контекста всего богословия, если смотреть только на то, на что хочет обращать внимание этот больной логос, и закрывать глаза на то, что он видеть не хочет. Но если рассмотреть сектантские воззрения в свете целого – всего учения Библии и других богооткровенных истин – то становится очевидным их полная логическая несостоятельность, непоследовательность, противоречивость и неправда.
Остается теперь сказать о свидетельствах от противного. Дьявол, как существо сотворённое, далеко отстоит от Создателя и Противника своего в творческих способностях. Кроме того, он одержим страстью ругаться и святотатствовать над всем, что делает Бог. Поэтому, чаще всего он не создает ничего своего, а лишь подражает Богу и делает то же самое, что и Бог, но только всё – в извращенном виде, чтобы была возможность и подражать Божьим делам, и глумиться над ними! К примеру: Бог есть Троица – и сатана создает свою лжетроицу: он сам, антихрист и лжепророк (см. Откр. 16:13); у Бога есть Церковь – и дьявол создал себе свои сатанинские и другие лжецеркви и лжерелигии; у Церкви есть Библия – и у врага есть своя «Сатанинская Библия» и т.д. Из-за этого очень ярко выраженного качества сатаны, его называют в богословии обезьяной Бога, по той ассоциации, что обезьяна часто кривляет человека и подражает его манерам. Данная мысль – одна из важнейших в демонологии (а также – в антихристологии, так как антихрист ведёт себя точно так же, как и отец его диавол). Потому, если хорошо понять и усвоить сию особенность в поведении врага Христова и Его Церкви, то при наличии духовного чутья и способности анализировать дела дьявола (ведь нам должны быть «не безызвестны его умыслы» – 2Кор. 2:12), мы сможем выявлять ту истину, которую он извращает. То есть, если мы видим, что дьявол (через своих слуг) очень глумится над чем-либо, то это неспроста: значит, здесь есть что-то такое, что очень ему противно, а значит – истинно и свято! Таким образом, имея дар духовного рассуждения, через анализ действий дьявола, можно познавать истину и утверждаться в ней. Ведь написано, что любящим Бога всё (в том числе и козни дьявольские) «содействует ко благу» (Рим. 8:28). Потому, для истинного христианина размышление над делами дьявола не оскверняет его («для чистых все чисто» – Тит. 1:1), а только созидает и укрепляет в вере. Вот такие размышления над делами дьявола с выявлением той истины, которую он искажает, я и называю свидетельствами от противного. Лично для меня, в моем поиске истины, такие свидетельства часто имели большой вес и «добивали» остатки моих сомнений в истинности Православия, когда я понимал, что дьявол неистово искажает и противится Православной Церкви, Её Таинствам и духовным реалиям, а не нам, протестантам, и в этом жесточайшем противостоянии Бога и Церкви с дьяволом и его слугами протестанты остаются где-то в стороне. А если они и ведут какую-то духовную брань, то сражаются они явно не на стороне Церкви, так как одни из первых Её поносят и противостоят Ей.
Четвёртая особенность моей книги, которую может заметить мой читатель, это достаточно строгая и резкая позиция в отношении протестантизма. Многим протестантам, и даже православным, кажется, что в таком подходе нет любви и милости, но это не так. Напротив, такая строгость есть требование самой же любви, желающей спасти человека и отвратить его от страшной пагубы, и в жизни существует множество примеров, когда любовь вынуждает действовать не сентиментально, а строго. Например, мы видим, что некий бездомный человек мирно спит на железнодорожном полотне. Как требует поступить в этом случае любовь? Настойчиво прервать его приятный сон или дать бедному уставшему человеку спокойно выспаться? Или если врач обнаружил у пациента рак, то каких действий требует любовь в данном случае? Огорчить его печальной новостью и прооперировать его, причинив ему боль, издержки и расстроив его планы, или не расстраивать человека дурными новостями?
Так вот, протестантизм это страшная, духовно смертельная болезнь, которая ввергает большинство заражённых ею в ад на веки вечные. Зная же это и желая протестантам добра, что хорошо сделать? Убаюкивать их гуманными, экуменическими, масонскими, лживыми речами о том, что, дескать, вы тоже часть Церкви, что ваши ереси не так уж и велики – главное, что вы верите во Христа как своего личного Спасителя, или сказать правду о том, насколько ужасно их положение, насколько страшны и богохульны их ереси, насколько святотатственны их самочинные богослужения и «таинства»? Конечно же, во втором подходе является истинная врачующая любовь, как раз таки отсутствующая в первом подходе, который только усыпляет протестантов и позволяет им спокойно приближаться к своей вечной погибели. Обо всём этом хорошо сказал преподобный Максим Исповедник († 662г.): «Я не желаю, чтобы еретики мучились, и не радуюсь их злу. Боже сохрани! – но сугубо радуюсь их обращению. Ибо что верным может быть милей, нежели видеть рассеянных чад Божиих, собранных воедино. Я не потерял рассудок, чтобы советовать ценить немилосердие выше человеколюбия. Напротив, я советую со вниманием и усердием творить добро всем людям и всем верным быть всем для нуждающихся. Но при этом я говорю: нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на их неминуемую погибель».
Да и почему Христос (Мф. 23 гл.; Лк. 11:44), Иоанн Креститель (Мф. 3:7), ап. Иуда в своём коротком послании, другие Апостолы (2Петр. 2 гл.), церковные правила, отцы Церкви так часто говорят весьма строго и сурово? Именно потому, что это требование святости и любви к Богу, ненавидящей и обличающей всякий грех и желающей спасения человеку.
Сегодня многие, примиренчески настроенные экуменисты в протестантской (а иногда и в православной) среде, склонны весьма умалять разногласия между Православием и протестантизмом, говоря, что они не велики и не касаются главных догматов, что в главном мы едины, что мы просто по-разному чувствуем Христа и по-разному объясняем свою (одну, по сути) веру. На самом же деле, такое мнение может создаваться либо у совершенно не посвящённых в дух своей веры людей, либо у духовных слепцов (как говорит пословица «ночью все кошки серые»), либо у обольщённых духом новой мировой религии универсализма и экуменизма. Если же православный человек будет ревностно посвящаться в свою веру и дух, а баптист – в свою, то встречаясь, они будут ощущать величайшее духовное противостояние, осознавая, что они духовные враги и никакого примирения между ними быть не может. И это только потому, что они на самом деле являются духовными врагами: они не просто по-разному объясняют свою веру, но веруют совершенно иначе, а главное – они приняли совершенно разных духов, а «дух духу противится». Д.М. Ферберн в данном случае совершенно справедливо говорит: «…учась у Православия, я постоянно замечаю, что православное видение христианской жизни почти коренным образом отличается от видения евангельских христиан». И это правда. И не нужно умалять и примирять то, что по самой сути никогда не может быть примирено, как свет со тьмой и истина с ложью. Одним словом, для духовно зрячего человека онтологическая и принципиальная враждебность протестантизма Православию так же очевидна, как и все остальные духовные реалии, такие как, например, существование Царства Божия, Ангелов и демонов.
Но, с другой стороны, у православных есть и много общего с протестантами, ибо они, будучи людьми, сотворены по образу Божию, и без этой общности в принципе не могло бы быть никого разговора, полемики и дискуссии с неверующими, иноверцами и сектантами; не могло быть и никакого обращения их в Православие. Об этом хорошо сказал святитель Иоанн Златоуст в своем слове о богохульниках: «И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость... Не безрассудно ли в самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся; да, что говорю я – драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? (...) Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление».
Таким образом, в своей книге я исхожу, с одной стороны, из того убеждения, что протестанты это самозваное, еретическое, сектантское общество, водимое нечистыми духами и не имеющее никакой причастности к Церкви Христа, а с другой – что они, как сотворенные по образу Божию и имеющие в душе Божий порядок и логос, хотя и повреждённый, могут, если от души пожелают, познать истину, обратиться к вере и сбросить с себя бесовскую прелесть, излечившись от смертельной заразы протестантизма.
Пятая особенность. Протестантизм, как известно, разделен на многие конфессии, часто не согласующиеся между собой в духе и учении и обличающие друг друга. Это создаёт определённую трудность в обсуждении его верований, потому как по многим вопросам трудно сказать: «протестанты так считают», поскольку часто найдётся такая конфессия, которая учит иначе. Но всё же, в протестантизме есть много таких положений веры, которые разделяют все или почти все протестанты и которые являются как бы стержнем протестантизма; потому в своей книге я стараюсь преимущественно говорить об общих, а не частных верованиях протестантизма. При этом я более всего ориентируюсь на баптизм, потому что 1) это одна из самых больших (и в то же самое время умеренных и, можно сказать, классических) ветвей протестантизма; 2) на постсоветском пространстве православные больше всего имеют дело именно с этой протестантской конфессией; наконец, 3) я родился и вырос в баптизме и изнутри знаю его веру и образ мышления, и потому говорить о нём мне проще всего.
Здесь уместно указать причины, по которым протестантские конфессии различаются между собой. Кроме причины главнейшей – отсутствие в протестантизме церковного Духа Соборности и заявленного реформаторами права каждому толковать Библию по-своему (об этом будет подробно сказано в гл. 19), протестанты отличаются между собой ещё и потому, чтобы успешнее защищаться от обличений Церкви и надёжнее пребывать в протестантском плену. Эту тактику придумал, конечно же, создатель протестантизма диавол, и вот в чём она заключается. Враг знает, что протестантизм проповедует много ересей и лжи, которую (что он тоже знает) Церковь, и само Священное Писание, будут обличать. Потому дьявол создал такие направления протестантизма, обычно это небольшие конфессии, которые в некоторых вопросах не следуют общей еретической линии протестантизма и понимают их правильно (или почти правильно), как Церковь. Это допущено врагом для того, чтобы, когда Церковь будет обличать протестантов в ереси, они могли бы сослаться на эти конфессии и сказать, что вот мы не совсем забыли эту истину и в нашей среде также есть такие, которые веруют так, как вы говорите.
Приведу конкретные примеры. Когда Церковь обличает протестантов в отрицании детокрещения, приводя множество доводов из Библии и творений ранних святых в его пользу (см. гл. 13, раздел II), то протестанты как крайний аргумент всегда могут привести тот факт, что у них есть такие, например – лютеране, которые признают детокрещение. Когда Церковь говорит, что вот ап. Иаков прямо заповедует призывать больным пресвитеров церкви и мазать больных маслом (см. гл. 17), то хотя большинство протестантов не совершают елеопомазания, то здесь могут выступить как раз те немногие, которые его признают, пафосно опровергнув «клевету» Церкви, а заодно и прославив свою секточку, поругав своих конкурентов – другие протестантские конфессии. Когда Церковь обличает протестантов в том, что они не практикуют исповедь (см. гл. 16), то и здесь всегда найдутся какие-нибудь мелкие секты пятидесятнического толка, которые заявят, что это вот другие уклонились от истины, а у нас есть исповедь. Когда Церковь обличает протестантов в непочтении креста, что они считают его мерзким и отвратительным орудием убийства, которым нужно гнушаться (этот вопрос подробно будет рассмотрен в гл. 2), то всегда найдутся такие, которые скажут, что нет, мы почитаем крест и устанавливаем его на наших домах молитвы. Когда Церковь обличает протестантов в том, что они верят в символизм, а не в реальность Причастия (см. гл. 15), то опять же нам могут вспомнить лютеран, которые веруют в реальность присутствия Христа в евхаристическом хлебе и вине. Кроме того, я лично говорил с одним харизматическом лидером, который утверждал, что они буквально и просто веруют словам Христа о том, что «сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26), не вводя ни баптистского понятия о символе, ни православного о пресуществлении. Или когда Церковь указывает на полное искажение протестантов в учении о крещении, получении Духа Святого и последовательности совершения спасения человека (протестанты исказили библейскую последовательность: 1) вера и покаяние; 2) крещение, которое прощает грехи, возрождает и спасает; 3) получение Духа Святого на: 1) вера и покаяние, которое прощает грехи, возрождает и спасает; 2) получение Духа Святого; 3) крещение, как символ уже совершившегося – об этом будет подробно будет сказано в гл. 13-14), то протестанты могут указать на «Церковь Христову», которая учит об этих вопросах в общем так, как Православие, и т.д. И делается это дьяволом не только для отражения обличений Церкви, но и, как было сказано, по практическим соображениям – для удержания протестантов в их среде. То есть если какой-то баптист осознает, что в его церкви вопреки заповеди Апостола Иакова не совершается елеопомазание, то тут, чтобы он вдруг не обратил свои взоры к истинной Церкви, дьявол скажет ему: «да, это так, поэтому тебе нужно идти к отделённым баптистам, у которых есть елеопомазание». Или если какой-нибудь баптист поймёт, что учение его церкви о том, что веком Апостолов чудеса закончились – неправда, то чтобы он вдруг не пошёл в Православие, которое признаёт чудеса, дьявол обратит его взоры на харизматов, которые ставят большой акцент на исцеления и чудеса, и т.д.
Одним словом, за тысячи лет дьявол невероятно отточил свои навыки обольщения, и иногда встаёт вопрос, а есть ли вообще у бедного человека, пойманного диаволом в протестантскую лесть, хоть какой-нибудь шанс для её осознания и преодоления? Ведь, кроме всего прочего, эта лесть так сладка и упоительна. Но отвечая на подобный вопрос «Иисус… сказал… человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26). Если человек действительно возжелает спасения своей душе, то он реально может победить диавола, испросив у Бога достаточно сил, мудрости и благодати для распознания и вскрытия бесовской прелести протестантизма. К тому же, сама жизнь показывает, что, несмотря на всю силу этой прелести, многие протестанты обращаются в Православие (некоторые подтверждения тому можно прочесть в приложении III).
Посвящаю я свой труд, прежде всего, ищущим истину протестантам – моим бывшим единоверцам, тем из них, которым будет интересно узнать о причинах моего обращения в Православие. Прошу вас дочитать мою книгу до конца (а если это будет вам не под силу, особенно в виду немалого объёма книги, то советую прочесть хотя бы ключевые главы – 19, 21, 12-15). Я знаю, что духи обольщения будут придумывать множество поводов, чтобы удержать вас от чтения и не позволить вам впустить в душу столько правды, которую им потом будет очень трудно подавить ложью, а если ваша душа и совесть окажутся достаточно чисты, то и совершенно невозможно. В том, что протестанты действительно удерживаются какой-то сверхсилой от чтения моей книги (как и вообще православных книг), я много раз убеждался, когда узнавал, что по прошествии многих лет после первого издания книги даже мои родители, родные братья и сестры и многие самые близкие родственники и друзья не прочитали ни страницы из моей книги. Хотя, казалось бы, одно только простое любопытство, необычность моего обращения (которое было для них как гром среди ясного неба), а также желание разубедить меня в Православии и вернуть в свои ряды должны были бы непременно побудить их к прочтению и «разоблачению» книги. Но нет, дьяволу легче подавить в протестанте и любопытство и желание опровергнуть «заблуждение», чем потом ложью подавлять в душе протестанта столько ясных свидетельств об истине. Поэтому, если вы, мой протестантский читатель, действительно уверены в том, что стоите в истине, то вам нечего бояться, ведь проверки боится не истина, а ложь. Не уподобляйтесь «свидетелям Иеговы», которые из-за боязни разубедиться в своей лжи читают только свою литературу, а другие книги, особенно написанные против них, и в руки брать не желают. Свои книги вы читали и будете читать, но прочтите хотя бы одну православную. Ведь вы живете в стране, где большая часть её жителей, которых вы стремитесь обратить в свою веру, считает себя православными. Вы же о Православной Вере практически ничего не знаете. Так прочтите мою книгу хотя бы для того, чтобы в общих чертах узнать, во что (и на каком основании) действительно веруют православные и что они отвечают вам на ваши обвинения в их адрес.
Свою книгу я посвящаю также людям вне церковным (и малоцерковным православным), которые не связывают себя с какой-то христианской конфессией, но интересуются вопросами веры и духовной жизни – особенно тем, которые уже размышляют над перспективой присоединения к протестантам, поскольку успели подпасть под влияние их пропаганды и услышать от них много клеветы в адрес Православия, которая, из-за одностороннего взгляда и незнания православного учения, кажется им убедительной и отвращает их от Правой Веры, в которую многие из них были посвящены посредством таинств Крещения и Миропомазания. Если вы действительно ищите Истину, то справедливости ради, как праведный судья, выслушайте не только одну, но и другую сторону, как написано: «первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследует его» (Притч. 18:18). Если послушать одних протестантов, то они многим покажутся правыми, но при внимательном рассмотрении их основных противоречащих Православию догматов и верований, вся их ложь и противоречивость с лёгкостью и очевидностью вскрывается. Поэтому, раз уж вы наслушались протестантских аргументов в свою пользу и против Православия, то тогда выслушайте и их соперников, а уж после того и принимайте окончательное решение – кому верить, а кому нет.
Кроме того, я уверен в Господе, что и моим православным братьям и сестрам, которые, благодарение Богу, вовсе не сомневаются в истинности Православия, эта книга принесет свою пользу. Во-первых, исторически всегда так было, что нападки на Православие со стороны еретиков и борьба с ними православных пастырей и апологетов только пробуждали в православных интерес к духовным вопросам и ревность по Богу, и еще больше укрепляли в их душах истинную Веру, помогая лучше её уточнить и осмыслить. Во-вторых, знание православных ответов на сектантские аргументы может оказаться полезным в дискуссиях с протестантами и для утверждения в Вере сомневающихся.
Теперь, с Божьей помощью, рассмотрим те догматы и явления духовной жизни, в которых нет согласия между православными и протестантами, и постараемся понять, в чем заключается истина.